С наступлением эпохи относительного финансового благополучия в нулевые годы в России начали переснимать легендарные советские фильмы. Иногда это были ремейки, иногда — продолжения, а иногда — некие странные гибриды того и другого. Объединяет их только одно: запредельный уровень ненависти со стороны зрителей.
При этом свалить вину за позорные провалы ремейков исключительно на новое поколение кинематографистов не получится. Из семи приведённых ниже картин три сняли авторы оригинальных работ.
“Умный журнал” представляет вашему вниманию переделки культовых советских шедевров, вызвавшие наибольший ажиотаж в последнее десятилетие (каждый раз — исключительно в негативном смысле).
“Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя” (2006)
Рейтинг “Кинопоиска”: 2,7 из 10
Этот фильм, снятый, как и следует из названия, через полвека после оригинала, принадлежит “перу” всё того же Эльдара Рязанова. В отличие от картины 1956 года, он вышел не на кино-, а на телеэкранах, так что данных о кассовых сборах нет. Но оценить народную реакцию можно по отзывам на том же “Кинопоиске” (здесь, как и ниже, приведены самые популярные из них):
«Что это за чвакающий шлепок? Да так, это ранее уважаемый, некогда талантливый режиссер свалился в очередной раз в лужу… Фильм «Карнавальная ночь 2» — это бредовая мозаика воспаленного сознания, стремящегося найти точку опоры в сегодняшнем мире. Увы, опереться не на что».
«Откровенно слабый фильм, непонятно зачем снятый и выпущенный через столько лет после оригинала».
«Россыпь блистательных талантов советско-российского кинематографа не спасла этот убогий фильм!».
«Сравнивая этот фильм с первым, я подумала, что в молодости у Эльдара Рязанова было больше юмора, а сейчас он похож на уставшего философа. Поэтому попытка создать комедию не удалась. Не нужно было снимать этот фильм».
«Ирония судьбы. Продолжение» (2007)
Рейтинг “Кинопоиска”: 5,1 из 10 (по сравнению с другими фильмами из этого списка, очень даже неплохой)
Продолжение-ремейк авторства Тимура Бекмамбетова показало выдающиеся финансовые результаты: при бюджете в 5 миллионов долларов картина только в России и СНГ собрала 50 миллионов, опередив все голливудские блокбастеры и став самым кассовым фильмом 2008 года на этих территориях.
Мнение критиков по поводу новой “Иронии” разделилось примерно поровну, но вот зрители были неумолимы:
«Тимур, ты знаешь, что делали на Руси с людьми, которые оскверняли святыни? Ты понимаешь, что губить красоту — это гнусно и омерзительно?… Кем ты себя возомнил, чтобы покушаться на русскую культуру?».
«Бекмамбетов отнесся к продолжению «Иронии Судьбы» с таким же равнодушием, с каким охотничий коллекционер редких скальпов вешает на стену пятнистую шкуру амурского тигра… Кошмарный сценарий, где несостыковка на несостыковке, повергает в ужас».
«Ощущение, что фильм делался на скорую руку и с конкретной целью — пополнить бюджет нашего с вами кинематографа, за счет нас же с вами».
«Очередной Дозор… все ингридиенты присутствуют: Бекмамбетов, обкуренный Хабенский, многомиллионные спецэффекты и пустой сюжет».
«После просмотра этого опасного для ДУШИ продолжения я, недолго раздумывая приняла противоядие — посмотрела настоящую «Иронию судьбы или с легким паром»».
“Человек с бульвара КапуциноК” (2009)
Рейтинг “Кинопоиска”: 1,3 из 10
Как и в случае с “Карнавальной ночью”, ремейк главного советского вестерна стал “заслугой” его автора, режиссёра Аллы Суриковой.
В прокате фильм ждал невероятный провал: при бюджете в 108 миллионов рублей сборы составили всего полмиллиона. Критики картину тоже не жаловали:
“Два часа разваливающейся на куски бессвязной истории”.
“Нечто настолько убогое, что и смотреть-то это просто неудобно”.
“Кино, к сожалению, тут не ночевало”.
Отзывы зрителей только довершили картину абсолютного фиаско:
«Зачем создавать фильм, если заранее ясно, что никто его смотреть не станет? Я пошла на это «произведение» только чтобы «поцеловаться на последнем ряду»… Как и многие русские фильмы, этот «ужас» — жуткая дешёвка, бездарность, глупость…».
«Как можно умудриться снять фильм ни о чём? Почти два часа бессвязной истории и длинных, полных бреда диалогов».
«Настоящие киношные мракобесие и вакханалия, причем в прямом смысле слова… называть фильмом «это» как-то даже язык не поворачивается. Короче, смотреть ни в коем случае нельзя, иначе плохое настроение на весь день и заплеванный экран монитора обеспечены. Лучше в очередной раз пересмотрите «Человек с бульвара Капуцинов»».
«Алла Ильинична ли это снимала, или враги прикрылись ее именем? Настолько убогий фильм и по сюжету, и по актерской игре, и по режиссерской работе».
“Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини” (2009)
Рейтинг “Кинопоиска”: 2,7 из 10
Ещё один режиссёр, решивший вернуться к собственной классике, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, смог получить на новый фильм о мушкетёрах немаленькие по масштабам российского кино деньги: 7 миллионов долларов. Закончилось всё это, разумеется, провалом: сборы составили только 2,5 миллиона.
Вот некоторые цитаты из отзывов критиков: