В 2010 году Дмитрий Медведев, который на тот момент занимал президентский пост, заявил о своем намерении расширить авиапарк еще на два аналогичных аппарата Ил-96-300ПУ, но оба они были переданы в пользование уже после окончания его срока — в 2012 и 2014 году.
25 апреля 2013 года было решено расширить авиапарк еще на один Ил-96-300ПУ стоимостью 5,2 миллиардов рублей и один Ил-96-300 модификации “Салон” для транспортировки крупных делегаций. До конца 2018 года планируется пополнить летный отряд еще двумя машинами модели Ил-96-300ПУ. Стоимость каждого лайнера составит около 5 миллиардов рублей.
От обычных рейсовых самолетов эти машины отличаются дорогой отделкой и усовершенствованной аппаратурой связи, позволяющей вести конфиденциальные переговоры и при необходимости управлять ядерными силами страны.
Интерьер одного из новых президентских самолетов:
Фото РИА Новости
Франсуа Олланд и самолет имени чужой жены
С ноября 2010 года французский президентский флот получил в пользование самолет Airbus A330-200, потратив на это обновление около 176 миллионов евро (12,5 миллиардов рублей).
На борту имеется частное пространство для отдыха, кровать, гардеробная и санузел, офис, кухня, звукоизоляционная переговорная на 12 человек, оборудование, позволяющее передавать зашифрованные секретные сообщения, мини-операционная, пространство для журналистов и бизнес-экспертов.
Также оборудование позволяет перевозить освобожденных заложников, в том числе раненных.
С 2002 по 2010 год в качестве главных самолетов президентской республики использовались два аппарата Airbus A319. 25 марта 2009 года тогдашний президент Николя Саркози вместе с четырьмя министрами собирались совершить перелет в Африку, но когда самолет выруливал на взлетную полосу, у него сломался один из двигателей. Президенту и сопровождающим пришлось ждать целый час, пока им не предоставили другой борт.
Вскоре после инцидента было принято заменить главный борт президента Франции.
После покупки нового самолета правительство решило продать оба старых А319. Первый приобрело правительство Сенегала за 32 миллиона евро (2,2 миллиарда рублей), а второй — сингапурская компания Genting Singapore PLC.
Французский президентский флот также включает в себя два самолета Falcon 7Х, купленных в 2009 и 2010 годах. Он подходит как для близких, так и для дальних расстояний. Самолет вмещает 16 человек и хорошо подходит для тех случаев, когда взлетная полоса слишком коротка, чтобы вместить большой Airbus A330.
Во время президентского срока Николя Саркози один из двух правительственных аппаратов Falcon 7Х получил имя “Карла Один” в честь его супруги Карлы Бруни и “Борта номер один”.
Интерьер самолета Falcon 7X
Ангела Меркель и ее “игрушечный” самолет
До 2011 года руководство Германии использовало для рабочих перелетов Airbus A310, доставшийся ему в наследство от ГДР.
30 марта 2011 года авиакомпания Lufthansa передала в ведомство канцлера лайнер Airbus A340, который в течение 10 лет возил пассажиров. Он и стал основным самолетом канцлера и правительства. Борт получил имя первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра и был переоборудован под правительственные нужды. Всего главный самолет Германии способен вместить 143 пассажира. Это в два раза больше, чем помещается в Boeing 747, который использует Барак Обама, хотя они примерно равны по размеру.
На борту имеются апартаменты для первого лица: спальня, душ, рабочий кабинет, конференц-зал на 12 персон, звукоизолированное помещение для конфиденциальных разговоров. Для сопровождающей делегации предусмотрено 116 посадочных мест.
Кроме того, подчеркивается, что оборудование рассчитано на перевозку людей с ограниченными возможностями и транспортировку больных и раненых.
Система безопасности включает систему “свой-чужой” и противоракетную защиту.
Лайнер способен без дозаправки совершать перелеты в 13500 километров, позволяя немецкому лидеру без посадок добираться из Берлина в Пекин, Вашингтон и даже Рио-де-Жанейро.
Вскоре после “Конрада Аденауэра” правительство получило в распоряжение второй аналогичный самолет по имени бывшего президента ФРГ Теодора Хойса.
Для внутренних перелетов канцлер и члены другие руководства используют два самолета Airbus 319, пополнивших немецкий правительственный авиапарк в 2010 году. Каждый из них рассчитан на 44 пассажира.
Для перелетов на близкие расстояния у немецких политиков есть четыре небольших лайнера Global 5000 канадской фирмы Bombardier (произносится как Бомбардье́), вмещающих всего 13 пассажиров и способных преодолевать без посадок около 8900 километров.
Салон самолета Bombardier Global 5000
В связи с “компактностью” этого летательного аппарата произошла довольно забавная история. В июне 2016 года в Сети появилась фотография Bombardier Global 5000 Меркель и Falcon 7X Франсуа Олланда рядом с Boeing 747-400 британской рок-группы Iron Maiden. Фото было сделано в аэропорту Цюриха. На фоне огромного “Боинга” самолетики Меркель и Олланда выглядели смешными и игрушечными.
Группа Iron Maiden прибыла в Швейцарию с концертом, а Меркель и Олланд прилетели для участия в открытии железнодорожного туннеля. “Уважаемые пассажиры, наш вылет задерживается на несколько минут, так как самолет Ангелы Меркель застрял в одном из наших двигателей”, — язвили пользователи в комментариях.